Учитель-логопед
С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки.
Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и, в первую очередь, от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и, как следствие, их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения.
Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т.п.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал-мял, рак-лак, том-дом. Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносит слова в 5 лет, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Ребята с недостатками произношения очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки. Необходимо своевременно выявлять дефекты речи у детей и устранять их.
Контроль за правильным звукопроизношением ребенка осуществляется не только учителем-логопедом и воспитателями группы, но и родителями.
Направления логопедической работы с дошкольниками
- Коррекция звукопроизношения
- Развитие фонематического слуха
- Расширение словаря
- Формирование грамматического строя речи
- Развитие связной речи
- Обучение грамоте, чтению и письму
- Формирование слоговой структуры слов
- Развитие мелкой моторики пальцев рук
Мой девиз
Речь прекрасной быть должна,
Для общения она,
Мы вам в этом помогаем,
Недостатки исправляем!
Советы и рекомендации родителям
- Памятка "Развитие речи ребенка"
- Памятка "Гиперсаливация и её преодоление у детей"
- Развитие фонематического слуха у дошкольников
- Показатели речевого развития детей 6-7 лет
- Нарушения сна у ребенка
- Как устроен человек
- Воспитание любви к природе
- Показатели успешного развития ребенка 6 лет
- Обучаем ребенка чтению и развиваем фонематический слух
- Общение взрослого и ребенка
- Логопедические игры с мамой
- Исцеляющие руки
- Гиперактивность
- Логопедические игры
- Готовим руку к письму
- Развитие речевого дыхания
- Артикуляционная гимнастика в стихах
- Развитие связной речи у детей
- Развитие фонематического слуха у детей
- Коррекция нарушений слоговой структуры слова
- Учимся читать
- Детские ошибки
- Почему важно отвечать на вопросы детей?
- Упражнения для губ
- Какие игры помогут подготовиться ребенку к школе?
- Формирование навыков образования относительных прилагательных у детей
- Игротека в кругу семьи
- Значение пословиц и поговорок в развитии речи дошкольников
- Скороговорки для детей
- Патологии в строении языка. Что надо знать родителям?