(организация работы группы кратковременного пребывания
для детей дошкольного возраста от 1,5 до 2 лет)
Автор проекта
- воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 220 Стрельцова Светлана Анатольевна
Краткая презентация проекта
Ранний возраст! Как часто и много говорят сейчас об этом в дошкольном мире! Современные молодые мамы всерьез задаются вопросом: с какого возраста отдавать ребенка в детский сад и как это лучше сделать, – потому что больше всего их страшит процесс расставания со своим любимым малышом на длительное время и, конечно же, процесс адаптации малыша к новым условиям жизни в дошкольном учреждении.
Группы кратковременного пребывания в детском саду – относительно новая вариативная форма дошкольного образования. В МБДОУ № 220 города Ростова-на-Дону такие группы работают вот уже 9 лет. Первый набор в ГКП – адаптационные группы к условиям детского сада для детей раннего возраста – в нашем детском саду состоялся в 2011 году.
Образовательный проект "Малыши и Детский сад" предполагает построение образовательного процесса с детьми раннего возраста на адекватных возрасту формах работы с учетом ведущего вида деятельности дошкольного возраста, которым является игра.
Основные цели образовательного проекта:
- Обеспечение комплексного подхода, направленного на разностороннее развитие детей раннего возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
- Создание условий для социализации детей раннего возраста и для их успешной адаптации к поступлению в основные группы детского сада.
- Обеспечение эмоционального благополучия детей с учетом индивидуальных возможностей, сохранение и укрепление физического и психического здоровья малышей.
- Формирование у детей первых навыков, способов и средств общения со взрослыми и сверстниками в детском коллективе.
- Тесное сотрудничество детского сада с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям и чувства доверия к детскому саду.
Срок реализации проекта: 1 год.
Приоритетные направления деятельности по реализации образовательного проекта определяются возрастными особенностями детей раннего возраста и включают в себя организацию с малышами различных видов детской деятельности:
- игровой;
- коммуникативной;
- продуктивной;
- музыкальной;
- художественной;
- познавательной;
- физического развития.
Основные задачи образовательного проекта:
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
- Создание максимальных условий, обеспечивающих интеллектуальное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей раннего возраста.
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка.
- Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
Основные принципы построения и реализации образовательного проекта:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Системность в отборе образовательного материала, интеграция задач интеллектуально-познавательного, художественно-эстетического, социально-личностного развития детей раннего возраста.
- Деятельностный подход к организации образования детей раннего возраста, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
- Сочетание наглядных и эмоциональных технологий обучения.
В группе кратковременного пребывания адаптационной направленности для детей раннего возраста реализуется базовая программа "Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста" Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.
Образовательный проект максимально учитывает сензитивные периоды в развитии детей раннего возраста, ориентирован на развитие стойкой мотивации к различным видам детской деятельности, обеспечивает условия для социального развития адекватного данному возрастному этапу. Все виды деятельности постоянно меняются, что позволяет педагогам быстро переключать внимание малышей и не дает им почувствовать усталость.
У детей за время посещения ГКП нашего детского сада происходит накопление определенного сенсорного опыта, формируются начальные представления об окружающем мире, появляется гораздо больше возможностей для развития навыков общения, быстрее развивается речь и познавательная активность. Время, которое малыш проводит в ГКП, – это игровое время, в которое ребенок занят общением с другими детьми, играми и занятиями.
Во время адаптации детей к условиям детского сада приходится сложно всем сторонам этого процесса: родителям, которые видят неутешное горе своего всегда жизнерадостного малыша; персоналу группы, когда им нужно уделять внимание всем детям, соблюдать порядок в группе, успокаивать плачущих детей; но труднее всех все-таки детям, у которых происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного.
Если до посещения детского сада ребенок не посещал различные развивающие центры, детские клубы, которых сейчас великое множество, то именно в ГКП он получит первые навыки общения в коллективе сверстников, попробует поучаствовать в занятии, получит первые навыки лепки и рисования, первые уроки музыки, сделает свои первые поделки и с гордостью подарит их маме!
Совместное проведение с родителями традиционных утренников и различных праздников: "Осенний бал", "Новогодний карнавал", "Весенняя капель", "Мамин день", "Я уже большой!" – позволяет всем участникам образовательного процесса получить массу положительных эмоций.
Благодаря данному образовательному проекту, дети учатся обходиться без мамы, становятся более самостоятельными. Даже те малыши, которым разлука с мамой дается непросто, к концу пребывания в ГКП становятся более социально адаптированными и поступают в основную группу детского сада практически без слез.
Даже если ребенок не был приучен к режиму до начала посещения детского сада, со временем он подстраивается к распорядку дня. Конечно, в этом моменте велика роль партнерства работников ДОУ и родителей. После посещения детского сада ребенок совершает с мамой небольшую прогулку по дороге домой, обедает и ложится спать. Всего несколько месяцев привыкания, и строгий распорядок дня в "настоящем" детском саду не будет для малыша неприятным сюрпризом.
Режимные моменты работы в ГКП включают адаптационные и коммуникативные игры (социально-личностное развитие), свободную игровую деятельность, игры малой подвижности, пальчиковую гимнастику, дидактические и строительно-конструктивные игры, игры на развитие мелкой моторики. Навыки, приобретенные в таком общении в условиях детского сада, ребенок в дальнейшем легко переносит в повседневную жизнь, а родители получают мощный инструмент воспитания и развития своего ребенка. Выпускники ГКП после такой "школы", поступая в основные группы на полный день не только в наш детский сад, но и в другие дошкольные учреждения района, гораздо быстрее и успешнее преодолевают все трудности адаптационного периода.